Нефтеперерабатывающее оборудование. Оборудование для переработки нефтешлама.

Оборудование для переработки нефтешлама

Нефтешлам – это один из самых распространённых отходов нефтеперерабатывающей промышленности, который классифицируется как шлак. Что вообще такое нефтешлам? Уже исходя из названия, предполагается, что это продукт, полученный в процессе переработки нефтяных углеводородов, который не подлежит дальнейшему использованию или переработке. Нефтешлам – это пропитанная сырой нефтью земля, которая образовалась в результате работ, по открытию месторождения на нефтеносном участке, прорыва нефтепровода, а также просто в результате активной хозяйственной деятельности на складах ГСМ, на пунктах ископаемого топлива, на нефтеперерабатывающих заводах и тому подобных предприятиях. Проблему нефтешлама знали достаточно давно, поэтому утилизировали их в специальных ямах, на дно которых стелили полимерную плёнку, которая защищала почву от отравления. Хранился нефтешлам прямо под открытым небом. К сожалению, такие отходы не разлагались, не подвергались гниению и тому подобным природным процессам, из-за чего количество нефетшламовых ям росло, а старые загрязняли атмосферу вредными углеводородными аэрозолями. Прежде чем мысль о том, что нефтяная промышленность требует в кратчайшие сроки разработать и поставить на конвеер оборудование для переработки нефтешламов, была придумана технология насыщенных нефтешламов. Для этого, на экипировочных пунктах, на нефтеносных участках и прочих местах, где широко использовали нефть, в потенциально опасном районе рыли неглубокий котлован причём делали это вокруг всего потенциально опасного района, после чего на дно котлована настилали защитную полимерную плёнку. Таким образом, эта технология предотвращала возможность попадания углеводорода в подземные воды, а также глубоко под землю. Нефтешлам получался с очень высокой концентрацией нефти в нём. Это не решало проблему, а наоборот, усугубляло её, хоть и удалось частично решить вопрос места захоронения, которого требовалось теперь значительно меньше. Однако, вредные испарения из нефтешламовых могильников в конце концов породили дискуссии, в результате которых увидело свет нефтеперерабатывающее оборудование для переработки нефтешламов, а также способы утилизации. Пока агрегаты по переработке имели очень ограниченное распространение, стали практиковать сжигание нефтешлама. Наряду с этим использовали способ изоляции шлама от окружающей среды, на подобии технологий атомных электростанций. Затем появилась идея совместить эти два способа: сначала изоляция нефтешлама от окружающей среды, затем сжигание. Однако, этот способ является хоть и достаточно дешевым, но в то же время, экологически опасным, поскольку в ходе горения образуются опасные химические соединения, отличные от тех, которые получаются в ходе горения бензина. Получается, что сжигания является не только неэффективным, но и вредным производством для рабочих. Именно поэтому, сейчас практикуется сжигание нефтяного шлама только в тех случаях, когда речь идёт о небольшом, ограниченном количестве, потому-что перерабатывать маленькую партию нефтешлама более накладно и неэффективно. Кроме того, в сочетании с высокой стоимостью такого процесса, сжигание безвозвратно уничтожает все ценные составляющие углеводородов. Другой способ, который применялся наравне с нефтешламовыми могильниками – это отстаивание, когда в могильник добавляли специфические, очень дорогие реактивы, которые отделяли нефтепродукты от земли. Затем, нефтепродукты можно было заново переработать, а земляная порода, подвергнутая такому способу очистки, переставала представлять опасность для окружающей среды. Способ фильтрования также не был очень эффективным, потому-что оставалась нерешенной проблема неотфильтрованной части, которую снова нужно было направлять в специальные могильники.

Многие из вышеназванных способов используются до сих пор, но ведущие предприятия отказываются от таких неэффективных способов, потому-что к ним требования гораздо выше, чем к их младшим конкурентам, и наконец, такие предприятия больше заботятся об окружающей среде. Именно поэтому, на рынке наблюдается высокий спрос на оборудование для переработки нефтешламов, ведь он эффективен не только для загрязненной почвы, но и для обводненного мазута, отработанного масла, замазученных грунтов, а также других видов отходов.

Современное нефтеперерабатывающее оборудование чаще всего представляет собой самоходный автомобиль, напоминающий машину для перевозки отходов. Она оборудована всеми необходимыми приспособлениями для переработки нефтяных отходов, а также может производить это на ходу. Такой автомобиль будет наиболее эффективен в таких случаях, когда требуется осушение нефтешламового могильника или переработка шламового материала из специального хранилища. Такой автомобиль всасывает в специальный резервуар нефтяной шлам, где он подвергается термической обработке, а затем, бомбардировке специальным агентом, который разжижает шлам, облегчая процесс разделения на отдельные фазы. Оборудование делит нефтяной шлам на пустую породу, которая потом может быть утилизирована на свалке, очищенную воду (правда для питья она не подойдёт), и на нефтяные продукты, которые потом могут быть отправлены на любой НПЗ и склад ГСМ. Автомобиль имеет производительность в 50 кубических метров нефтешлама в час, что делает его невероятно эффективным при работе с нефтешламовыми могильниками, для которых он и предназначен. Чаще всего, предусмотрен для использования в качестве прицепа к тягачу.

Кроме того, достаточно эффективен способ дальнейшего использования нефтяного шлама в качестве материала для строительства дорог. Для этого используют специальное оборудование, в которое загружается нефтяной шлам, а также песок, цемент, опилки и известь. Аппарат смешивает эти составляющие до однородной массы, а затем, добавляет в них специальный агент, разделяющий их на гранулы. Такие гранулы могут использоваться при строительстве подъездных путей к нефтяным месторождениям, а также в качестве нижнего слоя при строительстве дорог, что фактически применяет нефтяной шлам по его прямому назначению: для изготовления асфальтных покрытий также используют нефтепродукты.

На самом деле, нефтеперерабатывающая промышленность не ограничивается этими двумя видами оборудования. Они приведены как наиболее эффективные, а за патентное право на использование технологии строительства дорог или изготовления тротуарной плитки из нефтяного шлама, даже борется ряд компаний, утверждающих, что эта идея принадлежит именно им. Что касается нас, мы тоже считаем этот способ наиболее эффективным и экологически чистым. Почему? Потому-что оборудование для переработки нефтяного шлама не даёт стопроцентный результат. То есть, воду, полученную из него, пить уже нельзя, а пустую породу лучше захоронить на свалке, хоть она и не представляет никакой опасности. Если мы что-то берём от природы, то должны ей это возвращать в первозданном виде, поэтому способ изготовления тротуарной плитки или нижнего слоя дорог – самое эффективное и экологически чистое мероприятие, которое можно провести при утилизации нефтешламов.

обновлено: 16.06.2011

Другие статьи по теме