Переработка сырой нефти

Переработка сырой нефти

Переработка сырой нефти – одна из самых распространённых операций по всему земному шару, технологию, которую смогли приспособить для абсолютно всех климатических условий. Дело в том, что сама по себе нефть, как природное полезное ископаемое, имеет очень, даже крайне узкий круг применения, поэтому обойтись без дальнейшей обработки просто невозможно. «Почему баррель нефти настолько дорогая?», «Почему нефть называют чёрным золотом?», «Что-же в нефти такого ценного?» - вопросы, которые задаёт себе, пожалуй, каждый житель земли. А рядовым автолюбителям этот вопрос вообще не даёт никакого покоя.

Переработка сырой нефти – процесс достаточно технологичный. Как уже известно, себестоимость добычи одного барреля нефти (159 литров) всего 2 доллара. Цена ископаемого топлива, который мы привыкли заливать в свои любимые автомобили, отличается значительно. К примеру, в странах старой Европы, один литр бензина 98 марки продают по цене одного барреля нефти. Всё это отдалённо напоминает схему с картофельными чипсами: продаём картофель, по цене в 20-30 раз дороже рыночной. Стоимость топлива складывается из доставки на нефтеперерабатывающий завод, самой переработки, доставки на склады ГСМ, и наконец, многочисленные налоги и акцизы, которые доводят цену на топливо до рекордных цен, которые мы привыкли видеть. Разбираться в системе налогообложения достаточно сложно, поэтому лучше разобраться, какие факторы повышают стоимость топлива в процессе переработки, а также, что же представляет собой эта технология.

Итак, основные регионы добычи нефти – это бассейн Северного моря, Баренцева Моря, Кувейта, Ливии и Мексиканского залива. Именно там ведут свою хозяйственную деятельность крупнейшие мировые нефтяные компании. Добытую нефть из скважины доставляют прямиком на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), используя развитую систему трубопроводного транспорта. Путешествие нефти очень короткое, потому что НПЗ расположен в непосредственной близости от месторождений нефти. После поступления ископаемого сырья в главный резервуар, нефть проходит процесс первичной обработки, которая включает в себя операции, неизменные для абсолютно всех марок нефти. Этот процесс называется комплексной очисткой, которая состоит из процесса механической, а затем тонкой очистки. Сперва из нефти удаляются все механические примеси: инородные тела, грунтовые породы и прочие непригодные для использования элементы. Затем, нефть проходит процесс тонкой очистки, в ходе которой из неё удаляются все источники аэрозолей посторонних газов, а также растворённые субстанции и воду. Последний этап проходит на электрообессоливающей платформе, которая удаляет органические примеси соли из нефти. На этом этапе определяются «параметры» нефти, которые определят её дальнейшее применение. Ошибочным является мнение, что на НПЗ нефть поступает вместе с газовым конденсатом, если таковой имеется. Все попутчики нефти удаляются ещё на месторождении. Именно поэтому над многими нефтяными скважинами горят крупные факелы – на данный момент, чаще всего, газовый конденсат сжигают на месте, потому как объединять добычу двух ископаемых одновременно невыгодно. Активно внедряются системы по перекачке газового конденсата на газоперерабатывающие заводы, однако, из-за большого расстояния до них, а также из-за очень маленького количества конденсата, такая транспортировка из раза в раз показывает себя, как невыгодное мероприятие.

После процесса технологической очистки, нефть становится пригодной для дальнейших операций. Затем, переработка сырой нефти переходит в этап тестирования её свойств. К сожалению, несмотря на высокий уровень технического прогресса, определить химический состав нефти сразу, практически невозможно. Точный состав определяется только в специальных лабораториях, на специальном оборудовании. Поэтому, на нефтеперерабатывающем предприятии используют способ определения свойств нефти по физическим параметрам, которые помогают получить очень точные результаты, не прибегая к дорогому и продолжительному химическому анализу. Для этого нефть нагревают, после чего её делят на фракции, каждой из которых соответствует определённая температура кипения и плотность. Затем делают тренировочную перегонку, в процессе которой определяют, что из нефти лучше производить – смазочные масла и парафины или бензин, после чего приступаю уже к перегонке в промышленных масштабах. Следует заметить, что эта операция проводится только тогда, когда месторождение только введено в эксплуатацию. Каждую партию нефти не подвергают такому анализу, потому-что свойства каждой партии идентичны, а значит, подойдут для одной, конкретной цели. Переработка сырой нефти происходит в специальной камере, которая представляет собой большую трубу, широкого диаметра. А называется такая труба ректификационной колонной. Завод может иметь на своей территории несколько таких ректификационных агрегатов, предназначенных для производства сотен тонн нефтепродуктов в день. В ней происходит перегонка нефти, а она, в свою очередь, способна разделять нефть на фракции, причём настолько точно, что позволяет отделять субстанции с разницей температуры менее 5 градусов Цельсия. Это по сути грандиозное сооружение, которое имеет полное право называться настоящим произведением искусства.

Нефть подают в сооружение в виде горячей жидкости, представляющей собой эмульсию нефти и пара. В самом сооружении содержатся специальные платформы, на которых оседает определённая фракция. Бензин, которые является самой «холодной» субстанцией, оседает на самой верхней платформе, ниже него оседает лигроин, керосин, газойль и мазут. То есть, мазут имеет самую высокую температуру, являясь самой «горячей» составляющей. Бензин и лигроин (который кстати ещё называют нафтой), подвергают процессу риформинга, проходящим под высоким давлением (40 атмосфер) и высокой температурой (350 градусов Цельсия). Благодаря такому воздействию, в специальной камере получается бензин с высоким октановым числом, который впоследствии займёт своё место в ёмкости, с надписью «98 бензин», другие продукты риформинга, которые химики называют ароматическими углеводородами, используют для производства толуола, бензола. Чаще всего ароматические углеводороды поступают в распоряжение нефтехимической промышленности. Образующийся при реакции катализаторов водород, используют для гидроочистки.

Мазут также используют для вторичной перегонки, если его заранее не выкупают другие предприятия для своих котельных. Поскольку мазут очень тяжело нагреть так, чтобы его молекулы не разрушались, если обрабатывают в вакуумных условиях, в который мазут можно нагревать до температуры в 400 градусов. Таким образом, из мазута получаются масла и церезины, а остаток – гудрон. Если через гудрон пропустить горячий воздух, то получится битум, который в свою очередь становится расходным материалом для крыш. Благодаря появлению таких технологий, мазут стал незаменимым нефтепродуктом, который раньше просто выбрасывали за ненадобностью.

Нефтяная промышленность имеет очень большую историю, которая начинается с конца 16 века. Причём многие учёные считают, что первый нефтеперерабатывающий завод был открыт именно на территории Российской Империи, тогда как западные специалисты считают, что первооткрыватель нефтяной промышленности находился на территории современной Польши.

обновлено: 16.06.2011

Другие статьи по теме